Історія с. Холмське

«Лучшее, что даёт нам история, – это возбуждаемый ею энтузиазм»

Гёте

История с. Холмское (Силиогло)

Возникновение села Холмское связано с эмиграцией болгар на территорию Российской империи. В конце XIV века болгарский народ попал под тяжелое турецкое иго, продолжавшееся 5 веков. Жители Балканского полуострова подвергались тяжелому гнету: бесконечные войны, произвол чиновников, высокие налоги и всевозможные поборы местных феодалов. При каждой Русско-турецкой войне местное население всячески помогало русским войскам. Каждый раз после окончания войны и вывода войск тысячи болгар, опасаясь массовых преследований и уничтожения, были вынуждены оставлять родные места и искать убежище в России. Известный болгарский современник Ив. Ст. Иванов о событиях тех времен писал: «Только здесь, в соплеменной и единоверной стране болгары могли найти братский приют и утешение». Наш современник, известный бессарабский поэт Нико Стоянов так охарактеризовал болгарское переселение:

Напуснал свидните Балкани

Не за да търси лек живот,

А българин да се остане

И да опази своя род.

Согласно существующей в литературе точке зрения, село было основано в 1830г.

Метрополия

 По непроверенным данным Болгарской энциклопедии жители нашего села являются выходцами из с. Силиолу (в настоящее время находящиеся на территории Турции). Они поселились в долине р. Ташлык .На основании данных ТАНСС Х. П. Кискин считает жителей села переселенцами из Тырновской и Плевненской околий Болгарии. Первыми поселенцами были семьи ________________________________________________ К такому же выводу пришел А. Шабашев при сравнении диалекта, на котором говорят жители с.Холмское В терминологии родства есть уникальная для болгарской диаспоры особенность – мужа сестры матери и мужа сестры отца они называют «вуйчо», так же, как и брата матери. Среди болгар метрополии эта особенность характерна для район г. Плевен и на север от него. Таким образом, он предполагает определенную связь болгар Холмского (Силиогло) с западными болгарами района Плевена.

Дата основания села

О селе впервые упоминается в документах за1830г. Эта дата встречается практически во всех официальных изданиях. Ее считают датой основания села.

Численность населения в первые годы.

М. Дихан сообщает, что в 1830г. в селе проживало 113 семей .Поселившись в долине реки Ташлык , болгары первоначально называли свое поселение Силиогло . Российское правительство предоставило болгарским переселенцам ряд льгот: они были освобождены на 7 лет от уплаты налогов и повинностей, от рекрутских наборов в армию (до 1874г.), и в мирное время – от расквартировки; наделялись землей в количестве 60 десятин на одну семью. По истечению льготных лет колонисты должны были платить ежегодно от 14 до 20 копеек за десятину земли. Проводя эти мероприятия, правительство руководствовалось не столько желанием помочь болгарским беженцам, сколько стремлением привлечь к себе симпатии народов Балканского полуострова, укрепить там свое влияние.

Первоначально переселенцы строили для жилья землянки с глиняными стенами. Они были углублены в землю на 2-3 ступеньки и покрыты дерном, камышом или донником. В центре села была площадь размером в 10га, по краям которой в последствии разместились административные здания. Не имея средств для сооружения церкви, колонисты в первые годы построили на площади Молитвенный дом. Он был с плетневыми стенами, обмазанными глиной, и покрыт камышом. Возле Молитвенного дома имелась небольшая колокольня («колокола под деревянною крышею на двух столпах»). Молитвенный дом и колокольня были ограждены плетневой оградой.

В первые годы колонисты занимались скотоводством, главным образом, овцеводством, а потом и хлеборобством.

Строительство церкви. В это же время (около1852 года) началось строительство церкви. Церковь строилась за «свой счет». Жители села предварительно подготавливали строительные материалы (ломаный камень, вар, деревянные материалы, гвозди), собирали деньги. Приходу была выделена земля в количестве 120 десятин.Она имела два деревянных купола и башенную колокольню, крыша и купола были покрыта железом и окрашены желтой краской. Крест на башенной колокольне был позолочен, а остальные два – окрашены желтой краской. Само здание было оштукатурено и выбелено. Имело четыре двери, 12 больших окон в нижнем ярусе и 8 - на большом куполе. Освещение ее произошло около 1858г. Она была названа церковью «Святой Троицы».

Образование и культура.

После 1840г под руководством графа П. Д. Киселева, возглавлявшего Министерство государственных имуществ и интересовавшегося состоянием учебного дела у болгар, были открыты начальные школы во всех болгарских селах. В 1844г насчитывалось 90 сельских школ. Преподавание в них велось на русском языке и лишь частично на болгарском. По воспоминаниям И. С. Иванова, эти школы «мало содействовали распространению грамотности между болгарами, ибо места учителей в них занимали люди не по призванию и способности, а лишь для прокормления себя. Ощущался острый недостаток способных наставников из среды самих болгар, таких, которые понимали бы язык колонистов и сочувствовали делу образования».

В 1870г в селе открылась одноклассная школа. Здание для нее было построено в 1879 году по проекту учителя Иванова, получившего за это вознаграждение в 12 рублей серебром (двухмесячное жалование среднего чиновника). Посещать школу могли только дети зажиточных крестьян. Но несмотря на это, численность учеников возрастала. В середине 70-х гг. в школе обучалось 42 ученика (данные Е. Хаджиниколовой), в 1877г – 60 учеников (56 мальчиков и 4 девочки), что составляло третью часть детей школьного возраста (данные Х. П. Кискина), в 1897г – 80 мальчиков и 20 девочек. На народное образование правительство выделяло мизерные средства, и школа содержалась за счет селян. В 1877г сельская община выделила на содержание школы 450 рублей, а государство не выделило ничего. В 1881г община выделила 500 рублей, а государство – лишь 60 рублей.

Сельское хозяйство.

Животноводство и земледелие развивались преимущественно экстенсивным путем. В земледелии это выражалось применением переложной системы, неиспользованием органических удобрений, использованием примитивных сельскохозяйственных орудий труда: деревянных сох с железным наконечником, деревянных борон, терновых волокушек, мотыг. Но даже такой примитивный инвентарь имелся не во всех крестьянских хозяйствах. В 70-х гг. XIX века только 60% крестьянских хозяйств были обеспечены плугами и боронами. Хозяйственное благополучие колонистов во многих случаях зависело от погодно-климатических условий степных районов, в которых они поселились. Особенно тяжелыми в Бессарабии были 1832-33, 1841, 1844-46, 1849, 1851-53, 1856 годы.

В первые годы после поселения жители села занимались скотоводством, в основном – овцеводством. От овец они получали молоко, брынзу («сирене»), жир («лой»), мясо (из него делали на зиму «каварму»), шерсть, кожи. Часть продуктов питания и производимых из овечьей шерсти и кожи товаров шла на собственные нужды, а другая – в продажу. Она реализовывалась в Россию через чумаков, которые привозили сюда соль, промышленные и др. товары. Дорога чумаков проходила примерно в километре от села и связывала Бендеры с Измаилом. По ней торговля велась до 80-х гг.XIXв., когда с открытием Килийского порта все излишки сельскохозяйственной продукции вывозились в Измаил и Килию частным торговцам. Но постепенно животноводство стало вытесняться земледелием, главным образом хлебопашеством. О земледельческом уклоне хозяйства болгарских поселенцев свидетельствует такой факт, как сокращение поголовья овец (с 1851 по 1870 год в 2,4 раза) и рост количества крупного рогатого скота и лошадей: соответственно в 1851г – 920 и 315, в 1882г – 1295 и 504 голов, использовавшихся для земледельческих работ. Но не смотря на значительное сокращение поголовья овец, в 70-х годах XIX века на 63 двора приходилось 10тыс. голов овец.

Крестьяне Холмского (Силиогло) возделывали следующие культуры: яровую и озимую пшеницу (яровая мягкая «Улька» и «Гирка», твердая «Арнаутка», озимая «Земка»), рожь, овес, ячмень, просо, коноплю, лен. Во II половине XIX века они расширяют свой ассортимент: в 50-х гг. начинают возделывать картофель, а в 60-х – кукурузу (т.н. сорт “Молдавский”) и подсолнечник. Площадь под зерновыми культурами постоянно возрастала: только с 1869 по 1877 посевы яровой пшеницы и кукурузы возросли более чем в 2 раза. Но из-за низкой культуры земледелия крестьяне получали плохие урожаи. В 1871 году в селе урожайность яровой пшеницы составила сам 1 6, ржи – сам 7, овса – сам 6, кукурузы – сам 10, картофеля – сам 4.

Жители занимались не только земледелием, но и садоводством, виноградарством, огородничеством. В 1871 году в селе насчитывалось 120 огородов общей площадью 25 десятин и 128 садов общей площадью 50 десятин. Через семь лет площадь огородов увеличилась в 4 раза, а садов – в 1,5 раза. В 1877 крестьяне получили 2000 ведер вина, тогда как в 1871 – только 600 ведер. В конце XIXв. в селе усиливается расслоение на бедных и богатых: происходит обнищание большой части крестьянских хозяйств и выделение небольшой группы зажиточных крестьян . Хозяйства бедноты приходили в упадок от частых неурожаев, налетов саранчи, падежа скота. Не имея инвентаря, рабочего скота, для обработки земли бедняки сдавали свои наделы за бесценок в аренду кулакам. Зажиточные крестьяне владели большим количеством скота, разнообразным сельскохозяйственным инвентарем. В 70-х гг. XIXв. они приобретали усовершенствованные деревянные плуги с одним железным лемехом, железные одно- и двухкорпусные плуги, жнейки (лобогрейки), бороны, ручные веялки и кукурузные теребилки, разбросные рядовые сеялки и т.д. Кулацкие хозяйства производили много продукции для продажи: хлеб, домашний скот, птицу, вино, шерсть и др. В течение всего XIX века жители села обеспечивали себя не только продуктами питания, но и одеждой, обувью. Они занимались ткачеством, выделкой овчины, кож. На ручных ткацких станках женщины ткали из шерстяной пряжи домашние грубые и полугрубые сукна и окрашивали их известными им травами. Из конопли и льна они изготовляли белую ткань и домашнее белье. В селе работали кузнец, колесничий, плотники, бондари, каменщики. Все они занимались как по своей специальности, так и сельским хозяйством. Население постепенно увеличивалось, главным образом за счет естественного прироста. В 1845 году в селе проживало 554 человека, а в 1875 – 1190. Соответственно количество домов увеличилось с 97 до 167. Во II половине XIX века каменные и саманные (“чамурови”) дома вытеснили деревянные и плетневые мазанки, крытые соломой или просто землей. В 1869 году на 125 домов осталось только 17 деревянных, а остальные – каменные и саманные, крытые камышом и соломой.

Логін: *

Пароль: *